Как известно, радар-детектор — это неактивное устройство, которое способно улавливать сигналы работающего по доплеровскому принципу радиолокационного измерителя скорости. Поймал сигнал — поднял тревогу, и не более того. А вот если прибор может при этом еще и ставить помехи радару, подавляя его работу, то это уже антирадар (или джаммер). Во многих странах антирадары вне закона.
У нас же, вопреки распространенному мнению, радиолокационные джаммеры использовать можно: явного запрета на этот счет законы Украины не содержат. Правда, в Кодексе об административных правонарушениях существует ст. 9, теоретически позволяющая квалифицировать использование антирадара как посягательство на порчу государственного имущества. Но ведь, коли дело дойдет до суда, этой статьей еще надо уметь пользоваться… Тем не менее, в украинских магазинах антирадаров не найти — не прижились они не в последнюю очередь из-за чрезмерной дороговизны «глушилки», способной качественно поставить помеху радару.
Чтобы установить приемо-передающий датчик в специальном кронштейне-держателе, пришлось бы раскурочить бампер. Обошлись изоляционной лентой и деревянными клинышками: как показал наш эксперимент, вовсе необязательно обеспечивать корпусу датчика «идеальный горизонт» Красиво уложить в салоне десяток метров проводов, соединяющих воедино компоненты джаммера, — задачка не из легких
Выходит, что «условно легальны» и лазерные джаммеры, к которым относится прибор AL G9 RX. Против традиционных радаров он бессилен, зато способен подавлять сигналы лазерного определителя скорости — такого, как Трукам. Прежде нужды в лазерных «глушилках» не было: стоявшие на вооружении украинского ГАИ скоростомеры — от ветхозаветных «фенов» до Визира и Арены — все как один радиолокационные. А теперь, с появлением лидара TruCAM LTI20-20 интерес к подобным устройствам возник. Конечно, прибор AL G9 RX — не единственный в своем роде: лазерные антирадары выпускаются под брендами Laser Star, Laser Interceptor, Escort, Blinder и Beltronics. Причем близкий уровень цен (420—500 евро и выше) говорит о схожих технологиях. В продаже лазерных антирадаров пока нет, а мы раздобыли AL G9 RX у частного лица.
О готовности системы сигнализирует пульсация светодиода зеленым цветом, а при активации излучателя цвет меняется на красный и «поддерживается» зуммером
Производителя идентифицировать не удалось: ни на приборе, ни на упаковке — никаких пояснений. Не дал ответа и якобы принадлежащий хорватской фирме-производителю Radikal d.o.o. интернет-сайт, на котором значатся только телефон и электронный адрес. Скорее всего, в Хорватии лишь собирают в единое целое комплектующие из Китая или Тайваня.
Лазерный джаммер — дитя конверсии. В свое время подобные устройства появились как противоядие лазерным системам наводки орудий танков и целеуказателей бомбардировщиков. «Гражданский» вариант лазерного джаммера — это приемо-передающее устройство с сенсором-приемником и излучателем-глушилкой. Пойманный приемником входной сигнал обрабатывается блоком управления, после чего подается команда излучателю. И тот в ответ «отправляет» поток такой мощности, что в нем полностью «растворяется» отраженный от автомобиля сигнал, не позволяя определить скорость. В качестве излучателя в AL G9 RX используется, если верить техническим характеристикам, лазерный диод (что странно, поскольку он выдает пучок узконаправленного излучения). Во избежание ложных срабатываний система должна реагировать на сигнал определенной длины волны (в данном случае, 905 нм), мощности и модуляции.
По идее, джаммер должен сработать в тот момент, когда узкий лазерный луч лидара попадет прямехонько в крохотный датчик. Насколько велика вероятность попадания и так ли узок луч Трукама? В характеристиках американского лидара указана дивергенция его лазера — 2,5 миллирадиан. То есть, на расстоянии 100 м от излучателя лазерное «пятно» будет иметь диаметр 25 см, а при двухстах метрах оно увеличится до 50 см. Маловато, но многие джаммеры имеют несколько датчиков: у прибора AL G9 RX их может быть четыре (зависит от комплектации). В нашем же распоряжении система с единственным датчиком: выходит, для гарантированного срабатывания «съемка» должна вестись с расстояния хотя бы 500 м, когда луч Трукама «рассеивается» до 1,25 м. При этом у Трукама есть встроенная функция распознавания помех Automatic laser jammer avoidance — получится ли ее «обмануть»?
По умолчанию, джаммер AL G9 RX работает в режиме рекомендованной производителем «оптимальной» мощности излучателя, при этом длительность «глушения» входного сигнала — четыре секунды. Этого явно недостаточно, чтобы эффективно противостоять лидару: с поставленной помехой Трукам справляется за пару секунд — и сразу же выводит на экран скорость автомобиля
Все предположения можно проверить только в «полевых» условиях — и «в поле» с нами отправились сотрудники ГАИ Киевской области, вооруженные Трукамом.
Установка антирадара «на скорую руку» заняла десять минут. «На живую» закрепили в прорези бампера датчик-излучатель, проложили под капотом кабель и завели его в салон через водительскую дверь, а блоки управления и обработки информации бросили на пассажирское сиденье. Рекомендацией выверить датчик по уровню горизонта пренебрегли сознательно: о каком «горизонте» может идти речь при езде по нашим кочкам да еще при разной нагрузке?
Когда с расстояния 5—7 метров «стреляешь» Трукамом в лобовое стекло стоящей машины, радар безошибочно определяет скорость (0 км/ч), но если прицелиться в место установки датчика, на экране вспыхивает надпись «Ошибка измерения. Нестабильная цель». Похоже, что «антилазер» работает. Водитель о срабатывании тоже знает: звучит зуммер, а светодиод на блоке контроля меняет свой цвет с зеленого на красный.
Выезжаем на дорогу. Замер скорости ведем «в лоб» (на встречном курсе), заданный порог срабатывания Трукама — 50 км/ч. Первый проезд, второй, третий… О том, что нас «подстрелили», мы знали каждый раз: светодиод краснел, зуммер звенел. Но эффективно «заглушить» Трукам не удалось ни разу: тот лишь на секунду задумывался, выдавая уже знакомое сообщение «Ошибка измерения. Нестабильная цель», но тут же спохватывался и выводил на экран скорость машины. А иногда Трукам и вовсе не реагировал на помеху.
Цикл заездов с вертикальной ориентацией датчика-излучателя закончился тем же. Установка датчика под лобовым стеклом тоже ничего не изменила: джаммер регистрировал «атаку» радара, но «слепить» его отказывался.
Полтысячи евро, говорите? За что?
Читайте инструкцию! Проштудировов ее, мы узнали, что маленькая кнопка между тумблером включения системы и сигнальным светодиодом служит не только для сброса настроек (в чем нас по незнанию уверял владелец антилазера), но и для выбора режима работы: можно изменить мощность сигнала подавления (optimal или maximum), его длительность (четыре или восемь секунд) и даже настроить дальность обнаружения радара. Все параметры можно комбинировать произвольно.
Оказалось, что мы тестировали прибор с заводскими предустановками — с «оптимальной» мощностью излучаемого сигнала и при минимальной длительности. Попробуем теперь ударить из всех орудий? Выставляем на максимум мощность сигнала и длительность (восемь секунд).
Заработало! Нацеленный на машину Трукам стал «глючить» по полной программе. Вначале он честно пытается выделить из обрушивающегося на него «шума» отраженный сигнал, но в итоге капитулирует: «Ошибка измерения. Цель не обнаружена» (в предыдущий раз он говорил лишь, что цель была «нестабильной»). А за восемь секунд работы «глушилки» вполне можно миновать пикет ГАИ «незамеченным».
А если инспектор работает с Трукамом на предельной для прибора дистанции в 1200 метров? Во-первых, это маловероятно: на таком расстоянии автомобиль в окуляре оптического прицела видится малоразличимой точкой, в которую сначала нужно «попасть» лучом лазера, а затем «вести» ее до тех пор, пока не станут различимыми номерные знаки и не сработает встроенная фотокамера. Во-вторых, «антилазеру» AL G9 RX можно задать максимальную дальность обнаружения входного сигнала: отработав восемь секунд после получения первого сигнала, он тут же переходит в режим готовности к новому циклу — «по дальности» работы джаммер сопоставим с «пробивными» возможностями Трукама.
Если выбрать максимальные значения мощности и длительности «глушения» (восемь секунд), ситуация в корне меняется: попытки программного блока Трукама поймать и обработать отраженный от машины сигнал заканчиваются «потерей цели». Тот же результат мы получили при восьмисекундной работе «глушилки» на «оптимальной» мощности
Мы попробовали еще один вариант: максимальная длительность работы излучателя в сочетании с «оптимальной» мощностью. Оказалось, что даже в этом случае Трукам бессилен против джаммера: машина превышала «разрешенные» 50 км/ч — но радар зафиксировать это не смог.
Выходит, что «рецепт» против Трукама есть, причем весьма действенный. А если количество датчиков-излучателей джаммера увелить хотя бы до двух (чем больше датчиков, тем дороже прибор), вероятность «ослепления» радара существенно возрастет.
Простейший расчет показывает, что даже при минимальном штрафе за превышение скорости, который нынче составляет 255 грн, «антилазер» ценою 420 евро «окупится» за 20 «проездов». О морально-этической стороне вопроса в таких случаях рассуждать не принято.
При всей своей привлекательности для лихачей лазерные джаммеры по-прежнему не востребованы. Ведь из двух имеющихся в распоряжении ГАИ лидаров типа Трукам реально работает лишь один, да и тот — исключительно в режиме «ручного» оформления протоколов с остановкой водителя на месте нарушения, поскольку «письма счастья» отменены. Если Департамент ГАИ «пробьет» изменения в законодательстве с целью вернуть «письма счастья», а дороги наводнятся Трукамами (которые могут работать в полностью автоматическом режиме), то спрос на дорогие лазерные антирадары будет огромным — во всяком случае, до тех пор, пока закон не запрещает их использовать.
Amata Video Laser detection & jamming.
By default the Amata LIDAR select (Code ΧΧΧ) is turned OFF.
Depressing the key button for a period of ΧΧΧ LED flashes will switch
the Amata detection & jamming ON or OFF.
(If switched ON you may occasionally receive false alert from some
cruise control systems)
http://youtu.be/9tt1qo1hyFg
У нас же, вопреки распространенному мнению, радиолокационные джаммеры использовать можно: явного запрета на этот счет законы Украины не содержат. Правда, в Кодексе об административных правонарушениях существует ст. 9, теоретически позволяющая квалифицировать использование антирадара как посягательство на порчу государственного имущества. Но ведь, коли дело дойдет до суда, этой статьей еще надо уметь пользоваться… Тем не менее, в украинских магазинах антирадаров не найти — не прижились они не в последнюю очередь из-за чрезмерной дороговизны «глушилки», способной качественно поставить помеху радару.
Чтобы установить приемо-передающий датчик в специальном кронштейне-держателе, пришлось бы раскурочить бампер. Обошлись изоляционной лентой и деревянными клинышками: как показал наш эксперимент, вовсе необязательно обеспечивать корпусу датчика «идеальный горизонт» Красиво уложить в салоне десяток метров проводов, соединяющих воедино компоненты джаммера, — задачка не из легких
Выходит, что «условно легальны» и лазерные джаммеры, к которым относится прибор AL G9 RX. Против традиционных радаров он бессилен, зато способен подавлять сигналы лазерного определителя скорости — такого, как Трукам. Прежде нужды в лазерных «глушилках» не было: стоявшие на вооружении украинского ГАИ скоростомеры — от ветхозаветных «фенов» до Визира и Арены — все как один радиолокационные. А теперь, с появлением лидара TruCAM LTI20-20 интерес к подобным устройствам возник. Конечно, прибор AL G9 RX — не единственный в своем роде: лазерные антирадары выпускаются под брендами Laser Star, Laser Interceptor, Escort, Blinder и Beltronics. Причем близкий уровень цен (420—500 евро и выше) говорит о схожих технологиях. В продаже лазерных антирадаров пока нет, а мы раздобыли AL G9 RX у частного лица.
О готовности системы сигнализирует пульсация светодиода зеленым цветом, а при активации излучателя цвет меняется на красный и «поддерживается» зуммером
Производителя идентифицировать не удалось: ни на приборе, ни на упаковке — никаких пояснений. Не дал ответа и якобы принадлежащий хорватской фирме-производителю Radikal d.o.o. интернет-сайт, на котором значатся только телефон и электронный адрес. Скорее всего, в Хорватии лишь собирают в единое целое комплектующие из Китая или Тайваня.
Лазерный джаммер — дитя конверсии. В свое время подобные устройства появились как противоядие лазерным системам наводки орудий танков и целеуказателей бомбардировщиков. «Гражданский» вариант лазерного джаммера — это приемо-передающее устройство с сенсором-приемником и излучателем-глушилкой. Пойманный приемником входной сигнал обрабатывается блоком управления, после чего подается команда излучателю. И тот в ответ «отправляет» поток такой мощности, что в нем полностью «растворяется» отраженный от автомобиля сигнал, не позволяя определить скорость. В качестве излучателя в AL G9 RX используется, если верить техническим характеристикам, лазерный диод (что странно, поскольку он выдает пучок узконаправленного излучения). Во избежание ложных срабатываний система должна реагировать на сигнал определенной длины волны (в данном случае, 905 нм), мощности и модуляции.
По идее, джаммер должен сработать в тот момент, когда узкий лазерный луч лидара попадет прямехонько в крохотный датчик. Насколько велика вероятность попадания и так ли узок луч Трукама? В характеристиках американского лидара указана дивергенция его лазера — 2,5 миллирадиан. То есть, на расстоянии 100 м от излучателя лазерное «пятно» будет иметь диаметр 25 см, а при двухстах метрах оно увеличится до 50 см. Маловато, но многие джаммеры имеют несколько датчиков: у прибора AL G9 RX их может быть четыре (зависит от комплектации). В нашем же распоряжении система с единственным датчиком: выходит, для гарантированного срабатывания «съемка» должна вестись с расстояния хотя бы 500 м, когда луч Трукама «рассеивается» до 1,25 м. При этом у Трукама есть встроенная функция распознавания помех Automatic laser jammer avoidance — получится ли ее «обмануть»?
По умолчанию, джаммер AL G9 RX работает в режиме рекомендованной производителем «оптимальной» мощности излучателя, при этом длительность «глушения» входного сигнала — четыре секунды. Этого явно недостаточно, чтобы эффективно противостоять лидару: с поставленной помехой Трукам справляется за пару секунд — и сразу же выводит на экран скорость автомобиля
Все предположения можно проверить только в «полевых» условиях — и «в поле» с нами отправились сотрудники ГАИ Киевской области, вооруженные Трукамом.
Установка антирадара «на скорую руку» заняла десять минут. «На живую» закрепили в прорези бампера датчик-излучатель, проложили под капотом кабель и завели его в салон через водительскую дверь, а блоки управления и обработки информации бросили на пассажирское сиденье. Рекомендацией выверить датчик по уровню горизонта пренебрегли сознательно: о каком «горизонте» может идти речь при езде по нашим кочкам да еще при разной нагрузке?
Когда с расстояния 5—7 метров «стреляешь» Трукамом в лобовое стекло стоящей машины, радар безошибочно определяет скорость (0 км/ч), но если прицелиться в место установки датчика, на экране вспыхивает надпись «Ошибка измерения. Нестабильная цель». Похоже, что «антилазер» работает. Водитель о срабатывании тоже знает: звучит зуммер, а светодиод на блоке контроля меняет свой цвет с зеленого на красный.
Выезжаем на дорогу. Замер скорости ведем «в лоб» (на встречном курсе), заданный порог срабатывания Трукама — 50 км/ч. Первый проезд, второй, третий… О том, что нас «подстрелили», мы знали каждый раз: светодиод краснел, зуммер звенел. Но эффективно «заглушить» Трукам не удалось ни разу: тот лишь на секунду задумывался, выдавая уже знакомое сообщение «Ошибка измерения. Нестабильная цель», но тут же спохватывался и выводил на экран скорость машины. А иногда Трукам и вовсе не реагировал на помеху.
Цикл заездов с вертикальной ориентацией датчика-излучателя закончился тем же. Установка датчика под лобовым стеклом тоже ничего не изменила: джаммер регистрировал «атаку» радара, но «слепить» его отказывался.
Полтысячи евро, говорите? За что?
Читайте инструкцию! Проштудировов ее, мы узнали, что маленькая кнопка между тумблером включения системы и сигнальным светодиодом служит не только для сброса настроек (в чем нас по незнанию уверял владелец антилазера), но и для выбора режима работы: можно изменить мощность сигнала подавления (optimal или maximum), его длительность (четыре или восемь секунд) и даже настроить дальность обнаружения радара. Все параметры можно комбинировать произвольно.
Оказалось, что мы тестировали прибор с заводскими предустановками — с «оптимальной» мощностью излучаемого сигнала и при минимальной длительности. Попробуем теперь ударить из всех орудий? Выставляем на максимум мощность сигнала и длительность (восемь секунд).
Заработало! Нацеленный на машину Трукам стал «глючить» по полной программе. Вначале он честно пытается выделить из обрушивающегося на него «шума» отраженный сигнал, но в итоге капитулирует: «Ошибка измерения. Цель не обнаружена» (в предыдущий раз он говорил лишь, что цель была «нестабильной»). А за восемь секунд работы «глушилки» вполне можно миновать пикет ГАИ «незамеченным».
А если инспектор работает с Трукамом на предельной для прибора дистанции в 1200 метров? Во-первых, это маловероятно: на таком расстоянии автомобиль в окуляре оптического прицела видится малоразличимой точкой, в которую сначала нужно «попасть» лучом лазера, а затем «вести» ее до тех пор, пока не станут различимыми номерные знаки и не сработает встроенная фотокамера. Во-вторых, «антилазеру» AL G9 RX можно задать максимальную дальность обнаружения входного сигнала: отработав восемь секунд после получения первого сигнала, он тут же переходит в режим готовности к новому циклу — «по дальности» работы джаммер сопоставим с «пробивными» возможностями Трукама.
Если выбрать максимальные значения мощности и длительности «глушения» (восемь секунд), ситуация в корне меняется: попытки программного блока Трукама поймать и обработать отраженный от машины сигнал заканчиваются «потерей цели». Тот же результат мы получили при восьмисекундной работе «глушилки» на «оптимальной» мощности
Мы попробовали еще один вариант: максимальная длительность работы излучателя в сочетании с «оптимальной» мощностью. Оказалось, что даже в этом случае Трукам бессилен против джаммера: машина превышала «разрешенные» 50 км/ч — но радар зафиксировать это не смог.
Выходит, что «рецепт» против Трукама есть, причем весьма действенный. А если количество датчиков-излучателей джаммера увелить хотя бы до двух (чем больше датчиков, тем дороже прибор), вероятность «ослепления» радара существенно возрастет.
Простейший расчет показывает, что даже при минимальном штрафе за превышение скорости, который нынче составляет 255 грн, «антилазер» ценою 420 евро «окупится» за 20 «проездов». О морально-этической стороне вопроса в таких случаях рассуждать не принято.
При всей своей привлекательности для лихачей лазерные джаммеры по-прежнему не востребованы. Ведь из двух имеющихся в распоряжении ГАИ лидаров типа Трукам реально работает лишь один, да и тот — исключительно в режиме «ручного» оформления протоколов с остановкой водителя на месте нарушения, поскольку «письма счастья» отменены. Если Департамент ГАИ «пробьет» изменения в законодательстве с целью вернуть «письма счастья», а дороги наводнятся Трукамами (которые могут работать в полностью автоматическом режиме), то спрос на дорогие лазерные антирадары будет огромным — во всяком случае, до тех пор, пока закон не запрещает их использовать.
Amata Video Laser detection & jamming.
By default the Amata LIDAR select (Code ΧΧΧ) is turned OFF.
Depressing the key button for a period of ΧΧΧ LED flashes will switch
the Amata detection & jamming ON or OFF.
(If switched ON you may occasionally receive false alert from some
cruise control systems)
http://youtu.be/9tt1qo1hyFg